Идеальная инструкция для бизнеса

Просмотров: 405 Комментариев: 0

Бизнес-план — это чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок. Такой документ нужен не только чтобы впечатлить инвесторов, но и продумать стратегии развития, предугадать рыночные риски и лучше понять собственный бизнес. Единая структура бизнес-плана позволяет обнаружить недоработки в планировании, которые по отдельности легко упустить. Предлагаем вашему вниманию инструкцию, как составить документ самостоятельно, и с его помощью закрепиться на рынке.

Как создать идеальную инструкцию для своего бизнеса?

Бизнес-план состоит из разделов, посвящённых разным аспектам планирования. В готовом варианте документ будет начинаться с титульного листа, затем содержание и резюме. Однако пишут и оформляют их всегда последними.

Раздел 1

О компании 

В этом разделе распишите:

- организационно-правовую форму предприятия;

- имена управленцев и владельцев бизнеса и их вклад в проект;

- расположение и оснащение предприятия;

- текущие финансовые показатели и необходимые инвестиции.

В случаях, когда бизнес-план составляет владелец нового бизнеса, финансовые показатели будут отражать текущие и предстоящие затраты. Если речь идёт об уже существующем бизнесе, в этот пункт бизнес-плана нужно включить информацию о выручке за последние 2-3 года (или меньший период, если бизнесу меньше лет), валовой и чистой прибыли, эксплуатационных расходах, бухгалтерском балансе.

Важно

Перечисляя владельцев бизнеса, описывайте вклад любого характера: идеи, разработка программного обеспечения, знание секретной технологии производства. Но неденежные активы обязательно оцените в денежном эквиваленте. Пусть оценка будет не самой точной, но трезвой.

Рассказывая о расположении предприятия, дайте характеристику району, где находится каждый из объектов (склад, офис, магазин, бюро и т.п.): кто живёт в этом районе, насколько далеко он от центра города, какая здесь инфраструктура. Сообщите, насколько помещения оснащены всем необходимым, и спланируйте, что улучшите в будущем.

Раздел 2

Анализ отрасли и рынка 

Сложно стать успешным на рынке, не зная того, как он устроен. Перед составлением бизнес-плана проведите исследование и соберите как можно больше информации об отрасли в целом и вашей нише в частности. С этим поможет Общероссийский классификатор деятельности, сайты органов государственной статистики (ФНС, Росстат), тематические СМИ и интернет-порталы.

В этом разделе опишите:

- краткую историю отрасли с учётом локальной специфики;

- факторы, влияющие на рост отрасли;

- категории продуктов и услуг, покупателей и поставщиков;

- прямых конкурентов и лидеров отрасли;

- основные тенденции;

- объём отрасли в денежном эквиваленте;

- свойственные отрасли маркетинговые стратегии.

Для анализа рынка и ниши, в которой открыли бизнес, примените те же методы анализа, только сузив масштабы. Найдите бизнес, схожий с вашим, в своём городе или регионе. Опросите потенциальных клиентов, кто оказывает им аналогичные услуги и как часто они ими пользуются, а потом зафиксируйте результаты в бизнес-плане.

В качестве итога — выделите целевой сегмент аудитории и постарайтесь спрогнозировать его рост.

Раздел 3

Продукт и бизнес-модель 

Продукт — сердце бизнес-идеи, и написание этого раздела поможет её усовершенствовать. Сообщите читателю бизнес-плана следующее:

- что вы производите или продаёте;

- в чём особенность товаров или услуг;

- какие выгоды это даст потребителю;

- каков путь продукта до клиента из каждого сегмента;

- какой планируется доход от каждого сегмента;

- какая инфраструктура необходима.

Сформулируйте ценность вашего предложения для клиента и сравните бизнес с конкурентами. Расскажите, какой цикл проходит продукт, прежде чем «найти» потребителя, и чем отличаются пути для разных сегментов аудитории. Спрогнозируйте, как на жизненный цикл продукта может повлиять развитие технологий, и придумайте новое предложение на будущее.

Раздел 4

Производственный план

Этот раздел отвечает на вопрос, что нужно, чтобы продукт вышел на рынок. В производственном плане стоит отразить всё, что касается мощностей предприятия, расценок на сырьё и материалы, необходимых трудовых ресурсов, а именно:

- условия производства и характеристики оборудования;

- себестоимость продукции;

- список поставщиков сырья и контрагентов;

- объёмы производства;

- логистику и затраты на доставку;

- требования к квалификации персонала.

Наиболее важен прогноз цен на ресурсы, потому что от них напрямую зависит себестоимость товаров и косвенно — объёмы производства.

Раздел 5

Организационное устройство предприятия

Независимо от того, работаете вы в одиночку или нет, этот раздел всё равно нужен: по мере роста предприятия в структуре бизнес-модели появятся подрядчики, логистические службы, партнёры. Все человеческие ресурсы, которых потребует развитие бизнеса, должны быть зафиксированы в плане организационного устройства. Опишите здесь:

- иерархию компании;

- зоны ответственности сотрудников;

- состав управленческой команды и её слабые стороны;

- категории персонала и затраты на заработную плату.

Эти данные лучше продемонстрировать в виде схемы или диаграммы, чтобы были понятны функции должностных лиц и состав управленческой команды. Охарактеризуйте потенциал управленцев и обозначьте точки профессионального роста каждого. Учтите, что невозможность делегировать задачу квалифицированному специалисту — тоже слабая сторона команды. Укажите, сколько сотрудников работает на каждой должности, и спланируйте расходы на заработную плату с учётом повышения оклада и увеличения численности персонала.

Раздел 6

Маркетинговая стратегия

Маркетинг отвечает за привлечение клиентов. Устанавливая маркетинговые задачи, отталкивайтесь от целей бизнеса. Предположим, общая цель — увеличить прибыль на 15%. Подумайте, как маркетинг поможет в этом.

Что должно быть прописано в разделе:

- краткая характеристика целевой аудитории;

- оценка платёжеспособности целевой аудитории;

- конкурентные преимущества продукта;

- стратегия ценообразования;

- рекламная тактика.

Конкурентные преимущества продукта старайтесь оценивать с точки зрения клиента, а стратегию ценообразования вырабатывайте на основе данных о целевой аудитории. Используйте такие рекламные каналы, которые подходят для продукта. Например, можно рекламировать косметические услуги через Instagram с использованием фотографий «до» и «после», но привлечёт ли это клиента — вопрос.

От теории переходите к практике: спланируйте конкретные действия и заложите эту статью расходов в бюджет.

Раздел 7

Стратегия продаж

Стратегия продаж должна опираться на цифры и реальную ситуацию на рынке. Например, увеличить продажи на 70% не получится, если средний для отрасли показатель роста — 15% (кстати, его тоже нужно знать). Здесь зафиксируйте:

- количество клиентов в сегменте;

- ежемесячные прямые затраты на продажи;

- доход с каждой линейки продукции;

- тактики продаж.

Количество клиентов в сегменте поможет определить физически возможный максимум продаж. Тактики продаж подбирайте в соответствии с воронкой продаж — путём, который клиент пройдёт от заинтересованности в продукте до покупки.

Как и в случае маркетинговой стратегии, спланируйте конкретные действия и заложите необходимые затраты в бюджет.

Раздел 8

Финансовый план

Именно финансовый план определяет жизнеспособность бизнес-идеи в экономическом смысле. Просмотрев этот раздел, инвестор решит, готов ли вложиться в проект, а начинающий предприниматель — стоит ли открывать этот бизнес. Что нужно описать в финансовом плане:

- источники финансирования;

- объём продаж;

- расписание платежей;

- прямые и косвенные затраты;

- анализ денежных потоков;

- чистую прибыль и точку ROI — порог рентабельности.

Включите в этот раздел все расходы: постоянные — к примеру, на аренду помещения, и переменные — на сырьё и т.д. Спрогнозируйте выручку, чистую прибыль и валовую маржу – процентную разницу между выручкой и общей стоимостью продаж. Покажите в виде графика данные помесячного анализа денежных потоков: сколько придётся заплатить поставщикам и за аренду, сколько продукции получится продать, сколько потребуется отдать за сырьё, сколько уйдёт на зарплату. Учитывайте, что денежные потоки отражают приток и отток реальных денег в обороте, они не взаимосвязаны напрямую с прибылью — вполне возможно, что первые месяцы вы будете терпеть убытки.

Раздел 9

Оценка рисков

Учёт негативных сценариев — тоже является важной частью планирования. В данном разделе перечислите типичные факторы риска, а также сильные и слабые стороны самой компании, и выработайте стратегии на случаи нежелательного развития событий. Опишите:

- внутренние и внешние риски;

- индикаторы риска;

- программу действий для каждого индикатора.

Риски нестабильны, поэтому, когда ситуация на рынке меняется, их необходимо пересматривать заново. Определите конкретные зоны риска (с точки зрения каналов продаж, партнёров, потребителей и т.д.). Потом установите индикаторы риска — показатели, которые сообщат, что ситуация выходит из-под контроля.

Содержание

Содержание поможет читателю ориентироваться в структуре бизнес-плана. Включите в него названия всех разделов с указанием соответствующих страниц.

Резюме

Резюме — это выжимка из всех разделов бизнес-плана. Когда показываете резюме инвестору, включите в этот раздел финансовые показатели, графики и другую визуальную информацию, которая укажет на финансовые перспективы бизнеса и суть бизнес-идеи. Вот что включают в резюме:

- краткая история бизнеса;

- описание бизнес-идеи и продукта;

- краткий портрет целевой аудитории;

- цели и миссию компании;

- основные бизнес-показатели.

У нового бизнеса не будет бизнес-показателей, вместо них нужно будет указать предстоящие затраты, объём собственных и кредитных средств и срок окупаемости. Уже существующему бизнесу стоит отразить в резюме размер выручки и чистой прибыли за последние 2-3 года, а также другие показатели, иллюстрирующие финансовую стабильность. Или нестабильность, если цель бизнес-плана — улучшить положение компании.

Включите сюда график прогноза продаж и анализа денежных потоков, несколько выводов из анализа рынка и отрасли, антирисковые стратегии. Цели обязательно выразите в цифрах или других измеримых показателях. К примеру: годовой доход — 10 млн рублей. А миссию компании сформулируйте лаконично. Она должна выражать причину существования бизнеса и характер взаимодействия с потребителями и обществом.

Титульный лист

Титульный лист — это «лицо» бизнес-плана, первое, что увидит инвестор. Работа над титульным листом может стать поводом для разработки логотипа и общего графического стиля, а также слогана и наиболее запоминающегося названия.

Идеальный титульный лист бизнес-плана содержит:

- название, логотип и слоган компании;

- род деятельности (суть проекта);

- контактные данные предприятия;

- дату старта проекта и сроки;

- имя автора бизнес-плана.

Обязательно укажите название документа: «Бизнес-план». Если бизнес новый, то это может быть «бизнес-план по созданию и организации деятельности», а если бизнес уже существует, просто «организации деятельности». Обычно на титульном листе делают пометку: «Строго конфиденциально. Просьба вернуть, если вас не заинтересовал проект» и ставят дату создания документа.

Используйте графики

Как только вы преобразуете данные в визуальную форму, выводы о динамике и закономерностях бизнес-процессов будут видны наглядно.

Приводите цифры 

Любые показатели, текущие или будущие, должны быть измеримы. Если не сильны в математике, доверьте анализ специалисту — это стоит того.

Заручитесь поддержкой

С экспертизой готового бизнес-плана или оценкой проектной идеи могут помочь профессионалы.

Планируйте поэтапно 

Если бизнес-план охватывает период в несколько лет, для первого года делайте помесячный прогноз, для второго – ежеквартальный, для последующих — годовой.

Ставьте достижимые цели 

Пусть развитие будет более медленным, но уверенным.